Кирилл Маевский: «Книга всегда найдет своего читателя»
10 и 11 июня 2018 года в парке «Черное озеро» проходил Летний книжный фестиваль, организатором которого является Центр современной культуры «Смена».
Фестиваль стал уже традиционным. По приблизительным подсчетам в нем приняли участие 16 тысяч человек, которые купили 12 тысяч книг. У них была возможность послушать 20 лекций, посетить 20 семейных занятий и мастер-классов.
Как сообщили организаторы, на этот раз в Казань приехало самое большое количество издательств за всю историю фестиваля. Под перголой в парке расположились более шестидесяти стендов, работало несколько палаток, в том числе польская. Мероприятия дополнительной программы проходили в двух лекториях на площадках парка и в «Смене».
Редактор электронной газеты «Казанские истории» Любовь Агеева встретилась с одним из организаторов Летнего книжного фестиваля 2018 года – арт-директором «Смены» Кириллом Маевским.
– Кто-то из моих собеседников во время посещения книжной ярмарки, увидев толпы людей возле продавцов, пошутил: «Наверное, здесь сегодня собрались все умные люди Казани». Действительно, я встретила в парке «Черное озеро» немало знакомых, которых точно можно причислить к этой категории. Но все-таки, наверное, это не более чем метафора.
Меня порадовало то, что в нынешнем году очень много молодёжи. А ведь, как мы знаем, молодые не любят читать. Может, мы заблуждаемся в своих оценках? Может, порог нигилизма по отношению к книге прошел? И второе: «Смена» приучает к умным книгам. Это не попса со стрелялками, не слезливые романы. По книгам в руках у людей вижу, что люди денег не жалеют, а книги сегодня стоят дорого.
Интересно, увеличил ли фестиваль число читающих людей в Казани?
– Что касается молодёжи, её традиционно много на наших книжных фестивалях. Я думаю, во многом это связано с тем, что «Смена» в принципе – это место, которое часто посещает молодежь. У нас есть книжный магазин, который в поле зрения каждого, кто к нам приходит.
Книга – это ведь такая вещь, которая всегда найдет своего читателя. Открой в небольшом городе, например, городе Садко, который находится на Урале, хороший книжный магазин, формата… допустим, без лишних комплиментов самому себе скажу, нашего формата, и он будет пользоваться такой же популярностью, как и обычный книжный магазин. Пусть популярность будет невысокая, но, тем не менее, у той литературы, которую продаем мы, читатели есть.
Это заблуждение, что то, что представлено здесь – это какая-то специализированная литература, рассчитанная на какие-то специализированные слои населения. Конечно, здесь довольно много академической литературы, которая в большей степени интересна академическому сообществу. Но в то же время здесь есть научно-популярные книги, их довольно много, ориентированные на широкую аудиторию, есть бизнес-книги. Есть детская литература.
То есть мы стараемся максимально широко представить ту литературу, которая выходит сегодня в издательствах России. По совершенно разным темам, совсем на разных языках, на которых авторы ведут разговор со своей аудиторией.
Поэтому, возвращаясь к молодёжи – когда в поле зрения оказывается книга как таковая, люди просто к ней тянутся. Если в поле зрения в «Смене» оказалась бы, скажем, сувенирная продукция или видеопрокат, спрос был бы. И если мы бы организовали большую ярмарку виниловых пластинок, что было бы интересно узкому количеству людей, я думаю, постепенно возник бы интерес и к пластинкам. Когда человек раз в неделю приходит в то место, где есть виниловые пластинки, то, скорее всего, он задумается о покупке. Соответственно, наша ярмарка будет для него большим событием, и он ее обязательно посетит.
Переходя во вторую половину вашего вопроса – мне кажется, заблуждение думать, что молодежь не читает. Я регулярно встречаюсь с читающей молодежью, и ее немало.
При организации мероприятий в «Смене» мы нуждаемся в добровольных помощниках, и ни разу за четыре с половиной года работы не искали стажеров и волонтеров. У нас бесконечный поток людей, которые хотят как-то интегрироваться во всё это.
И потом, я постоянно общаюсь с людьми в нашем книжном магазине. Мне кажется, молодые сегодня читают даже больше. Современный человек много читает в Интернете: ленту «ВКонтакте», ленту в «Фейсбуке»… Читает сообщения в смартфоне, на планшете… Просто это другие виды чтения, совсем другие практики чтения, даже на телесном уровне совершенно другие.
Чтение сообщений от бабушки и мамы – это тоже чтение. То, чего раньше не было. Раньше были почта и телеграф. И чтение как процесс присутствовало в нашей повседневности гораздо меньше, чем сегодня.
Делая фестиваль в парке, мы отдаем себе полный отчет в том, что мы должны делать фестиваль не для аудитории в тысячу людей. Мы должны делать такой фестиваль, который сам заговорит с читателем, даже со случайным гостем парка. Чтобы он не стал зевакой, а стал соучастником, чтобы у него произошла какая-то интеракция с книгой, с издателем, с лектором. Чтобы он поучаствовал во встрече, посидел на лекции…
Вы видите, фестиваль начался в 11 часов. И с 11 часов всё время у каждого стенда кто-то есть, книги разглядывают и даже читают. Приблизительно на ярмарке перманентно находится человек, наверное, четыреста.
– Программа у вас разнообразная. Можно провести в парке целый день. А вечером еще и в «Смену» сходить. Я там 10 июня с 16 часов до позднего вечера пробыла. Еще раз послушала Марину Разбежкину – мы так долго с ней не встречались. Днем она рассказала о своей книге про Свияжск, а вечером представила свои фильмы, документальные и художественные.
Народу было довольно много. Самых разных возрастов. И не только тех, кого кинематограф интересует с профессиональной точки зрения, кто хочет узнать про Свияжск советского времени. По сути, Марина вела с аудиторией разговор о жизни, о разном ее восприятии.
Мой второй вопрос касается ваших деловых партнеров. Я вижу, как много разных издательств собирает ваш фестиваль. Как вы их привлекаете, что заставляет книгоиздателей и книготорговцев два раза в год приезжать в Казань?
Партнеры фестиваля: Европейский университет в Санкт-Петербурге, издательства «Новое литературное обозрение», Ad Marginem, «Альпина Нон-Фикшн», «Бумкнига», Высшая школа экономики, «Трехречье», издательство Ивана Лимбаха, «Новое издательство»;
Польский культурный центр в Москве, швейцарский совет по культуре «Про Гельвеция», премия «Просветитель» и «Ясная поляна», Центр немецкой книги в Москве/ представительство международной Франкфуртской книжной ярмарки в России;
Музей современного искусства «Гараж», Фонд «Эволюция», проект «Полка», KidsAfisha, сообщество «Изолента», экскурсионное бюро «Казань глазами инженера», компания «Билет Т».
– Как известно, мы уже проводим девятый книжный фестиваль. Люди прекрасно понимают, что от них ждут, что они могут ждать от Казани с точки зрения продаж, с точки зрения какого-то просто коммуникативного акта с читателем.
В нынешнем году Польша – гость нашего фестиваля. Мы ввели такое понятие впервые. В принципе, это традиционное понятие для статуса крупных фестивалей. Мы, конечно, не пытаемся себя отнести к такому уровню, как ярмарка Non-fiction (международная ярмарка интеллектуальной литературы в Москве – Ред.), Франкфуртская ярмарка или, например, Парижский салон. Тем не менее, у нас в этом году так всё образовалось, что получилась большая польская программа: лекционная, выставочная (в «Смене» работает экспозиция, посвященная польским татарам). Состоялись презентации книг «Польская хонтология» Ольги Дренды, «Разговоры с палачом» Казимежа Мочарского, «Поляки в Западной Сибири» и книжной серии «Польско-сибирская библиотека». Это результат нашего длительного сотрудничества с Польским культурным центром.
Он был основан в 1988 году и имеет статус дипломатической миссии при Министерстве иностранных дел Польши. Его цель – способствовать диалогу, взаимопониманию и сотрудничеству между культурными организациями и народами Польши и России в целом. Его задача – представлять в России все самое важное и интересное, что происходит в польской культуре
– А с чьей стороны была инициатива?
– В большей степени со стороны Польского культурного центра, с которым мы уже долгое время активно взаимодействием. Это не то, чтобы мы сели и начали думать, кого выберем страной – гостем фестиваля? Скорее, обратная история – Польшу заинтересовал этот книжный фестиваль, она традиционно им интересуется. Вот мы и подумали, что необходимо ввести понятие гость фестиваля, оно будет держать фестиваль в тонусе. Это как-никак в том или ином виде все-таки развитие нашего фестиваля.
– Вы уже четыре с половиной года проводите книжные фестивали. Власти, городская, республиканская, вас заметили, плечо подставили?
– В каком смысле?
– В смысле финансовом?
– Уже со второго фестиваля мы организуем всё при поддержке либо Мэрии, либо Мэрии и Министерства культуры республики. Без этой поддержки мы бы ничего не смогли сделать.
«Смена», конечно, каждый раз увеличивает бюджет за счёт дополни средств: спонсоров, партнеров и так далее. Это идет на удовлетворение наших фестивальных амбиций. С каждым годом всё больше и больше нового, хочется развиваться, хочется не повторяться. Но вот базовый бюджет, который позволяет организовать фестиваль на минимальном уровне, дают зимой традиционно Мэрия Казани, летом – Министерство культуры.
Любовь Агеева
20 июня 2018 года