«ФА-ДИЕЗ, ФА-ДИЕЗ, ФА-ДИЕЗ, А НЕ ФА!!!»
A−
A=
A+
17.08.2023
Нынешний 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника, а до нового учебного года осталось меньше двух недель.
В преддверии этого события, Музей композитора Назиба Жиганова (филиал Национального музея Республики Татарстан)опубликовал фрагмент из воспоминаний композитора Назиба Гаязовича Жиганова о годах учёбы в Казанском Восточном музыкальном техникуме, ныне Казанском музыкальном колледже имени И.В. Аухадеева.
«Казанскому музыкальному училищу/раньше он назывался техникум(...) я обязан своим начальным музыкальным образованием. С волнением и теплотой вспоминаю то время и своих замечательных педагогов, под руководством которых я делал первые шаги в большой музыке.
В 1928 году я приехал в Казань, не имея никакой профессиональной подготовки, но испытывая неодолимое желание учится музыке. В течении одной зимы, занимаясь со мной ежедневно, преподаватель по классу фортепиано Нина Александровна Шевалина сумела подготовить меня к поступлению в техникум. (...) Позже Нина Александровна передала меня профессору Марии Александровне Пятницкой, в классе которой я продолжил развитие своих пианистических навыков.
(...) параллельно с фортепиано обучался игре на виолончели у Рувима Львовича Полякова, а когда однажды замечательный музыкант - дирижёр и наш директор Александр Александрович Литвинов подозвал меня в коридоре техникума и сказал "Слушай, Жиганов, срочно к концерту требуется второй фаготист," - пришлось заняться и этой специальностью.
(...) спать приходилось по 3-4 часа в сутки, а ночью я тайком приходил заниматься в техникум. (...) час ночи. Я в который раз повторяю не получающуюся музыкальную фразу. Вдруг открывается дверь, и я, к своему ужасу, вижу Александра Александровича [Литвинова] в ночном колпаке /он жил в помещении библиотеки/ и слышу его громовое: "Фа-диез, фа-диез, фа-диез, а не фа!!! Спать невозможно из-за твоего фа!"
Потом, несмотря на то, что мои порой фальшивые ноты были причиной его бессонницы, Литвинов разрешил открыто приходить по ночам заниматься. (...)
Размышляя о годах проведённых в стенах Казанского техникума искусств, я прежде всего воскрешаю в памяти образы тех прекрасных музыкантов, которые там работали и сыграли огромную роль в жизни своих учеников (...) Несомненно, что общение с ними - профессором М.А. Пятницкой, Р.Л. Поляковым, А.А. Литвиновым, профессором К.А. Корбут во многом определило мою дальнейшую творческую судьбу (...)»