Казань
ул. Чистопольская 5, офис 4

+7 (917) 391-41-52

Литературная премия "ДИАС - 2021". Лонг-лист

A A= A+ 28.05.2021

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Агачер София (Россия, г. Москва)

2. Аксёнов Алексей (Россия, Республика Татарстан, г. Казань)

3. Алешков Николай (Россия, Республика Татарстан, г. Набережные Челны)

4. Андреева Ольга (Россия, г. Ростов-на-Дону)

5. Андрианова Марина (Россия, Московская обл., г. Видное)

6. Асланян Елена (Армения, г. Ереван)

7. Балакин Евгений (Россия, Алтайский край, г. Барнаул)

8. Баранчикова Елена (Россия, г. Ростов-на-Дону)

9. Беляева Виктория (Россия, г. Ростов-на-Дону)

10. Бобылев Дмитрий (Россия, г. Санкт-Петербург)

11. Бурляш Михаил (Россия, г. Тула)

12. Бурнашев Константин (Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола)

13. Вагнер Лара (Россия, Республика Татарстан, г. Казань)

14. Валеев Марат (Россия, г. Красноярск)

15. Вербовая Ольга (Россия, Московская обл., г. Балашиха)

16. Веретельников Геннадий (Россия, Республика Крым, г. Симферополь)

17. Галицкая Майя (Беларусь, г. Буда-Кошелёво)

18. Гербер Денис (Россия, Иркутская обл., г. Ангарск)

19. Горина Екатерина (Россия, г. Псков)

20. Горохов Артём (Узбекистан, г. Чирчик)

21. Дементьева Наталья (Россия, Архангельская обл., г. Коряжма)

22. Дериземля Евгения (Украина, Полтавская обл., г. Кременчуг)

23. Евсюков Александр (Россия, г. Москва)

24. Еленин Николай (Молдова, г. Кишинёв)

25. Жеребнев Андрей (Россия, г. Калининград)

26. Жихарева Татьяна (Россия, Республика Крым, г. Ялта)

27. Жуков Алексей (Латвия, г. Рига)

28. Журавлёва Валентина (Красноярский край, г. Зеленогорск)

29. Завадская Анна (Россия, Челябинская обл., г. Сатка)

30. Зирихгеран Ахмедхан (Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала)

31. Кагарманова Бану (Россия, Республика Башкортостан, г. Учалы)

32. Касоев Михаил (Россия, г. Москва)

33. Кац Евсей (США, г. Цинциннати)

34. Клепаков Андрей (Россия, г. Москва)

35. Константинова Людмила (Россия, Ставроп. край, г. Невинномысск)

36. Коробейников Алексей (Россия, Республика Удмуртия, г. Ижевск)

37. Кравцова Наталья (Россия, Оренбургская обл., п. Домбаровский)

38. Ладная Влада (Россия, Московская обл., г. Реутов)

39. Лаевская Надежда (Россия, г. Екатеринбург)

40. Лучкина Светлана (Россия, г. Москва)

41. Набережная Ольга (Россия, Калининградская обл., г. Светлый)

42. Николаенко Никита (Россия, г. Москва)

43. Новиков Андрей (Россия, г. Липецк)

44. Павлова Ольга (Россия, Алтайский край, г. Барнаул)

45. Перевозчикова Ирина (Россия, Республика Удмуртия, с. Дебесы)

46. Пиденко Сергей (Россия, Самарская обл., г. Тольятти)

47. Пономарёв Александр (Россия, г. Москва)

48. Попов Артём (Россия, Архангельская обл., г. Северодвинск)

49. Попов Иван (Россия, Челябинская обл., г. Магнитогорск)

50. Пучков Андрей (Россия, Красноярский край, г. Сосновоборск)

51. Ралот Александр (Россия, Краснодарский край, г. Краснодар)

52. Рачунь Алексей (Россия, Пермский край, г. Пермь)

53. Рудягин Геннадий (Украина, г. Черновцы)

54. Сахибзадинов Айдар (Россия, Республика Татарстан, Тетюшский р-н, с. Урюм)

55. Сердитов Геннадий (Россия, г. Санкт-Петербург)

56. Симбирёв Максим (Россия, г. Саратов)

57. Скребнева Людмила (Россия, Республика Татарстан, г. Казань)

58. Смирнов Михаил (Россия, Республика Башкирия, г. Салават)

59. Степанов Александр (Россия, г. Оренбург)

60. Тимур Юлия (Турция, г. Анталья)

61. Трещалин Иван (Россия, г. Москва)

62. Туктарова Гульсара (Россия, Сахалинская обл., г. Поронайск)

63. Халецкий Антон (Россия, Московская обл., г. Красногорск)

64. Ханцис Алиса (Австралия, г. Мельбурн)

65. Хватинина Татьяна (Россия, г. Москва)

66. Христюк Ирина (Молдова, г. Глодень)

67. Чернова Марина (Россия, Республика Татарстан, г. Казань)

68. Шадрин Юрий (Казахстан, г. Павлодар)

69. Шакина Анна (Нидерланды, г. Гаага)

70. Шалыгина Вероника (Россия, Самарская обл., г. Отрадный)

71. Шатиль Татьяна (Эстония, г. Нарва)

72. Шахлевич Татьяна (Россия, Республика Крым, с. Абрикосовка

73. Ширяева Галина (Узбекистан, г. Ташкент)

74. Шохин Назар (Узбекистан, г. Ташкент)

75. Эрастов Евгений (Россия, г. Нижний Новгород)

 

Галина КАЛИНКИНА. ТЯНИ НОТУ ВВЕРХ

Нужно верить в мыслительные способности читателя.

Когда же всё, до последних деталей, разжёвано и выболтано –

читатель не находит работы для своей мысли и начинает

скучать за книгой. А ведь давным-давно сказано, что все

произведения искусства хороши, кроме скучных.

Вера Панова

Что быстрее всего меняется в мире?

Правильно, настроение.



Когда читаешь один за другим тексты беспомощные, написанные куцым языком, собравшие чуть не все из возможных штампов, с темами бородатыми, как советские анекдоты, кажется, как же из этого скучного «золотника» выберет жюри конкурса что-то достойное хотя бы для лонг-листа. Но таким же порядком – то есть один за другим – вдруг появляются тексты, которые хочется уже сейчас видеть в книжке. Тут же тянет пожать руку автору, трясти-трясти эту руку и не отпускать в восхищении (забыв, конечно, о противоэпидемных мероприятиях). Но для жюри тексты анонимны, пронумерованы, как вещдоки или артефакты, и потому автор едва представим. Ничего, тем приятнее будет будущее знакомство. А настроение выправилось, появилась уверенность: всё не зря и главный принцип конкурса имени Диаса Валеева – вектор на добро – непременно будет исполнен.

Важным представляется затронуть выбор темы конкурсных текстов.

С одной стороны, авторы не удивили – представлены всё те же вечные темы: детство, человек и смерть, семейные отношения, безответная любовь, брошенные деревни, война, вера в Бога: верить или так обойдётся? С другой стороны – ежегодное появление этих тем в конкурсных работах опровергает утверждение некоторых критиков, что войной гражданской и отечественной отболели человеческие сердца, что темы осиротевшей деревни навязли в зубах и канули, что нынешнему читателю скучны все времена до 2000-х годов и т.д. Позвольте поспорить. Вот не отболело! И конкурс «ДИАС-2021» тому в подтверждение. Автор-участник – он же и читатель одновременно. И если у него остался интерес, невысказанность, потребность в вышеперечисленных темах, стало быть, на них недоговорили все мы. Стало быть, находим нюансы и расставляем акценты. Говорим о тревожащем, о беспокоящем, незажившем. Это такое коллективное бессознательное, не отвернувшееся от прошлого, не отказавшееся от него. Много остроактуального мы можем найти в настоящем, в сегодняшней повестке. Но затронет ли оно – это насущное множество – душу настолько же глубоко, как то, что было пережито, пусть не нами, а нашими отцами или бабушками, что уже видится на расстоянии, но ещё предъявляет требование к пересмотру?

И если говорить о затронутых в конкурсе темах подробнее, то по выведенной статистике вперёд вырвались темы ВОВ, «попаданчества» в иные миры, а лидером стала тема советского детства. Три наиболее часто повторяющиеся темы показывают нам референтную группу участников конкурса: примерно напополам молодых авторов России и авторов старшего поколения, родившихся в СССР.

Хотелось бы отметить: есть тексты, написанные твёрдой рукой, музыкальные на слух, содержащие интереснейшие истории в сюжете – добротное письмо. Эти произведения малочисленны в конкурсной тематике, но они и выявлены для того, чтобы стать призёрами.

Ведь только кажется, чего проще написать рассказик. Рассказ – жанр короткой прозы – сам по себе очень сложен. У короткой прозы свои законы, свои поджанровые требования: вы должны в малом объёме уместить завязку, развитие, финал, вывести замысел, раскрыть фабулу, познакомить с героями, высветить фокальный персонаж, удержать внимание читателя. Короткая проза содержит в себе срез художественного мира в широких масштабах и требует от автора личного высокого мастерства.

Отметим, среди конкурсных работ чаще попадаются тексты с разговорным, нелитературным языком, неоправданно напичканные просторечиями, диалектизмами, сленгом, канцеляризмами, излишней статичностью, без центрального сюжета. В них недостает нарратива, триггера, сюжетного удара. Реже – язык свободный, своеобразный, запоминающийся. Чаще – в текстах нет ни слога, ни стиля, ни истории, и даже случаются казусы: авторы путают своих же героев: баба Валя к финалу вдруг становится бабой Аней, а потом снова возвращает первоначальное имя. Часто собственный стиль отсутствует (но то – дело наживное, ведь бесстилье тоже можно превратить в особый почерк).

Есть истории, которые сюжетно вытягивают всё произведение, даже при отсутствии самобытного языка и стилевых отличий. Но много текстов с неумелыми диалогами – живые люди так не говорят, с «картонными» персонажами, с излишками прямоговорения, где читателю не оставлен воздух на собственное домысливание и проживание истории, где внутренний монолог героя часто смешан с авторским текстом, спутан и читателю трудно определить, когда кто говорит. Много текстов, где принципы единства места, времени и действия не сохраняются, где автор забывает о собственных персонажах.

Участникам конкурса, не нашедшим своих фамилий в лонг-листе или коротком списке, но желающим писать, как показал конкурс, в духе советского литературного принципа «о времени и о себе», хочется дать тривиальный совет: читайте классиков.

Берётесь писать о деревне – обратитесь к «деревенщикам», почвенникам, советской реалистике, полистайте Виля Липатова, Валентина Распутина, Юрия Казакова; берётесь писать о шахматистах – прочтите рассказ с преувеличениями Василия Аксёнова «Победа»; говорите о Пасхе и церковном праздновании, окунитесь в мир рассказов Ивана Шмелёва «Пасха», «Вербное воскресенье», «На Святой», поднимаете проблемы взаимоотношений отцов и детей, старости и молодости, ответственности за прожитое – вникните в романы и повести Юрия Трифонова – там есть всё о правде и неправде жизни. И хорошо бы ещё знать сам процесс, о котором пишете.

Разумеется, сразу никто не становится Липатовым, Аксёновым, Казаковым. Трифоновым, Пановой, но, проходя собственный писательский путь, всякий автор, считающий возможным участвовать в творческом конкурсе, всё же должен иметь ориентир в своём литературном направлении, планку, проблесковый огонь маяка перед собой. И найти авторитет в ремесле – задача не менее важная, чем решиться на участие в литературном соревновании, чем вынести «на люди» всякую свою сентенцию, показавшуюся вдруг оригинальной.

Оценивая тексты, следишь за повествованием, переживаешь, проживаешь историю, так и хочется подсказать: вытягивай, вытягивай, автор... ну же, тяни ноту вверх, хватай нерв... но увы. Не схватил, сорвался, не справился. И, кажется, в том твоя вина, может быть, ты не так читаешь, может быть, ты слишком взыскателен. Но ведь и автор решился на публичное выступление, должно быть, не новичок, делающий первые шаги в литературе. И намеренная поблажка, уступка ему могла бы сыграть дурную роль, просто

стать ложной установкой, подножкой. Тогда как объективный разбор, возможно, и с низкой, непроходной оценкой, кажущаяся неудача, скорее, станет стимулом попробовать в другой раз, вырасти над собой и побороться за те самые гуманистические идеалы, общечеловеческие ценности, объединяющие идеи, в которых и состоит миссия литературной премии «ДИАС».

Писать и участвовать в конкурсах независимо от результата всё равно нужно. Конкурсы мобилизуют, публикации текстов-призёров, итоговые альманахи дают соревновательный эффект, заставляют соотносить свой текст с текстами других участников длинных и коротких списков. Конкурсы выправляют твой стиль, оттачивают твоё перо. Конкурсы учат любви к слову – в начале было Слово, любви к миру, творчеству и жизни.

Галина КАЛИНКИНА (г. Москва), писатель, автор журнала «Юность»,

призёр конкурса им. И.А.Бунина (журнал «Этажи»), спецприз лит. клуба

«Бостонские чтения», лауреат литературной премии «ДИАС-2020».

 


Наши партнеры